Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Показать на карте

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ТЕХНИКУМЕ

Одной из наиболее важных проблем в современном техникуме является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов.
Адаптация – это динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Адаптация молодого человека в среднем профессиональном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию, поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Для эффективного решения данной проблемы изучаются: жизненные планы и интересы первокурсников; мотивы их поступления в техникум; материальная обеспеченность; трудности, которые испытывают они в первые месяцы пребывания в техникуме; какие дисциплины их интересуют больше всего; как проводят свободное время; каковы самооценка и способность в сознательной регуляции своего проведения.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

  • в новую социальную среду;

  • в учебно-познавательный процесс;

  •  новую систему отношений.

Причины трудностей адаптационного периода:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

  • неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов;

  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;

  • слабая база знаний из школьной программы.

Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Статью подготовила педагог-психолог Чакрян Я.В.