ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
После того как соискатель на должность прошел все процедуры собеседований, тестов, деловых игр и других видов отбора, он, наконец, оказывается в штате организации. Наступает следующий период – адаптация в новом коллективе, который должен подтвердить или опровергнуть правильность кадрового отбора и выбора самого соискателя.
Адаптацией часто называют процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры новой компании.
Поскольку организация потратила средства и время на поиск работника и уже сделала выбор, она заинтересована в том, чтобы сотрудник не уволился в течение ближайших 3 месяцев. Статистика свидетельствует, что наибольшее количество принятых на работу уходят именно в это время. Основные причины – несовпадение ожиданий и действительности, а также сложности адаптационного процесса.
Выход на новую работу – всегда стресс. Для нового сотрудника это время для освоения и нахождения своего места в коллективе, для понимания своих обязанностей. Для руководителя – это время для закладки фундамента дальнейших отношений с сотрудником.
Для того, чтобы более подробно узнать о закономерностях взаимодействия новичка и организации, можно обратиться к литературе по менеджменту и управлению персоналом.
Вхождение в трудовой коллектив
Быть членом организации совсем не одно и то же, что входить в организацию, становиться ее членом. Процессу вхождения нового сотрудника в организацию всегда сопутствует решение нескольких проблем. Во-первых, это адаптация человека к новому окружению, которая не всегда проходит успешно, так как требуется правильное взаимодействие обеих сторон: нового сотрудника и коллектива. Во-вторых, это коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию. В-третьих, это изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда, когда она уже имеет свободное «место» для человека, на которое сама принимает человека в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. От решения данных проблем зависит не только то, сможет ли новичок войти в организацию, но и то, как он будет функционировать в ней, как будет выстраиваться его взаимодействие с окружением новой компании.
Поступая на новое место работы, человек должен уяснить для себя, каким нормам он должен следовать в общении с коллегами, как следует интерпретировать миссию и деятельность трудового коллектива, в какой форме и по каким вопросам следует обращаться к руководству, какой внешний вид принят в данной организации, как принято распоряжаться рабочим временем, а также временем, отведенным для отдыха.
В зависимости от того, из какой среды приходит новичок в организацию, выделяют два принципиально различных процесса уяснения им норм.
Первый процесс касается человека, уже имеющего опыт работы и представляющего нормы и ценности организации. В этом случае новый член организации в основном концентрируется на уяснении конкретных норм и принципов поведения и общения для того, чтобы подстроить свое поведение к конкретным условиям организации, в которую он пришел. Необходимые знания и информацию он получает, как правило, наблюдая за поведением отдельных людей, путем самостоятельного выяснения и из бесед с коллегами и руководством и, наконец, путем получения инструктажа со стороны соответствующих лиц.
Второй процесс разворачивается тогда, когда входящий в организацию человек приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения. Например, выпускник вуза, где студенческая жизнь, ее правила и нормы, как правило, отличаются от принятых в трудовых коллективах норм и правил. В этом случае встает очень серьезная задача познания себя как носителя другой системы ценностей и отхода от нее. И уже только после этого может начаться усвоение новых норм и ценностей, которые приняты среди членов трудового коллектива и которым выпускник вуза должен следовать, становясь членом «команды». Этот процесс переоценки ценностей при вхождении нового сотрудника в трудовой коллектив существенно сложнее первого. Он требует от нового сотрудника не только внимательного изучения того, как ведут себя его теперешние сослуживцы, но и переосмысления собственного поведения с целью отказа от норм, неприемлемых на новом месте работы, и пересмотра отдельных ценностей в соответствии с ценностями, принятыми в коллективе.
Особенно сильным средством, мотивирующим нового сотрудника на удержание в организации и способствующим его ускоренной адаптации к организационному окружению, являются беседы с руководителями, в которых работнику также могут быть даны необходимые ему разъяснения и рекомендации. Подобные беседы дают новичку чувство уверенности, снижают ощущение потерянности и ненужности, которое обычно появляется при вхождении в новое организационное окружение, и резко повышают чувство причастности к делам компании.
Правила успешной адаптации
Специалисты по подбору кадров советуют новичкам выполнять десять главных правил, которые свойственны «идеальному сотруднику».
Четко представлять цель профессиональной деятельности. Сотруднику необходимо понимать, чего нужно достичь в результате выполнения производственных заданий, почему это важно, в какие сроки необходимо уложиться, какими стандартами качества следует руководствоваться, кто может ему помочь, какие промежуточные этапы в работе могут быть, какие должны быть последствия работы, как данный проект встроен в общую матрицу проектов всего подразделения. Сотрудник не должен бояться задавать дополнительные вопросы и уточнять у руководителя цели работы – на начальном этапе вполне естественно.
Нести ответственность за результат. Эффективный сотрудник, настроенный на результат, в трудных ситуациях берет ответственность на себя, не жалуется, не тратит время на оправдания и поиски виноватых, а предлагает варианты решения проблем.
Освежать и пополнять свои знания. Эффективный работник – это тот, кто знает свое дело, является профессионалом, экспертом в своей области. Новому сотруднику необходимо набирать практический опыт, участвуя в различных проектах, а также ходить на семинары и конференции, посещать тренинги, самостоятельно повышать квалификацию, читать профессиональную литературу и периодические издания, просматривать профессиональные сайты, вступать в интернет-сообщества.
Планировать, расставлять приоритеты и завершать работу в срок. Новому сотруднику важно помнить, что нужно оговаривать реальные сроки выполнения работы, составлять личный график своих дел и неукоснительно следовать этому графику. Следует избегать одной из распространенных ошибок новичков – откладывания срочных, но нужных дел на потом и концентрации на несложных, рутинных вещах. Наоборот, самые сложные и срочные дела должны всегда стоять на первом месте.
Держать руководителя в курсе дела. Эффективный сотрудник регулярно сообщает руководителю о статусе работы. В случае возникновения проблемы ее нельзя замалчивать и тянуть до последнего, нужно проработать варианты, поставить руководителя в известность и совместно принять решение, куда и как двигаться.
Уметь работать в команде. Успех проекта зависит от слаженности работы всех членов команды. Если сотрудник желает, чтобы ему помогали, он должен начинать с себя. Ему следует делиться полезной информацией, предлагать свою помощь, строить неформальные отношения с ключевыми людьми, быть в курсе того, чем занимаются коллеги, какая у кого специализация и какие интересы, запрашивать обратную связь и конструктивно реагировать на критику.
Совершенствовать коммуникативные навыки. Руководителям часто не хватает времени, поэтому они ценят краткое и четкое изложение информации. Чтобы быть эффективным и успешным, новичку нужно научиться выражать свои мысли ясным языком, уметь делать выводы и логические обобщения. Даже самая интересная идея не будет принята, если она изложена плохо, путано и нечетко.
Проявлять инициативу и творческий подход. Эффективный сотрудник отслеживает последние тенденции и лучшие практики на рынке, находится в курсе положения дел коллег и конкурентов и думает о том, что можно взять на заметку, чтобы сделать работу быстрее и лучше. Например, несомненным преимуществом для молодого сотрудника будет свободное владение компьютером, оргтехникой, Интернетом и другими новыми информационными технологиями, которые могут дать ему возможность проявить инициативу в поиске необходимой информации и ее систематизации, а также облегчить многие другие виды работ (например, выполнение расчетов, бизнес-проектов) и, как следствие, повысить эффективность и качество работы новичка.
Не бояться совершить ошибку. Эффективность – это своего рода прорыв в новое и неизведанное, поэтому молодому сотруднику нужно проявлять определенную смелость и не бояться оказаться в непредвиденной ситуации неправым. Новичку следует помнить, что страх совершить ошибку губит на корню все начинания и ни к какому прорыву не ведет.
Сохранять позитивный настрой. Одной из лучших форм мотивации является самомотивация. Чтобы у новичка все получилось, ему нужно любить свою работу, понимать, чего он хочет добиться в итоге, сохранять позитивный настрой в сложных ситуациях и бесконечно верить в себя и свои возможности.